Побег из Замка Иф: как я проплыла 5км в Марселе

21-го июня я сбежала из Замка Иф. А точнее проплыла свои 5 километров в Марселе от Замка Иф до берега по примеру Графа Монте-Кристо.
Le Defi de Monte-Cristo или «Вызов Монте-Кристо» - официальное состязание по плаванию на открытой воде среди любителей. Созданный в 1999-м году, этот заплыв теперь считается одним из самых сложных, зрелищных и романтичных.

В этом году заплыву исполнилось 20 лет (в честь этого всем участникам давали медали финишера, которых не давали в предыдущие года) и я решила принять в нём участие и проплыть свои 5км. И у меня получилось!

Перед заплывом я прочитала "Графа Монте-Кристо", чтобы получше почувствовать атмосферу.

"Дантес встал, посмотрел в ту сторону, куда направлялась лодка, и увидел в ста саженях перед собою чёрную отвесную скалу, на которой высился мрачный замок Иф. Этот причудливый облик, эта тюрьма, которая вызывает такой беспредельный ужас, эта крепость, которая уже триста лет питает Марсель своими жуткими преданиями, возникнув внезапно перед Дантесом, и не помышлявшим о ней, произвела на него такое же действие, какое производит эшафот на приговорённого к смерти". "Граф Монте-Кристо" А. Дюма.

Хоть Замок Иф сейчас и не кажется таким мрачным, но как для Эдмона Дантеса он стал испытанием и закалкой его силы духа, а так же ключом к будущим свершениям, так и для меня, и для многих пловцов он является этим.

Замок Иф, историческая справка:

"Вначале сооружение было построено как форт для обороны Марселя от атак с моря. Строительство шло в 1524—1531 гг по приказу короля Франциска I.
С конца XVI века замок стал использоваться для изоляции и охраны особо опасных преступников. Именно с тех пор форт и получил название замка Иф. В темницах содержались гугеноты, политики, руководители Парижской коммуны, а также персоны, представлявшие опасность для Франции.
В 1830-х годах замок Иф официально перестал быть тюрьмой, но в 1871 году здесь содержались руководители Парижской коммуны, а её руководитель Гастон Кремье расстрелян на острове Иф.

Замок Иф, считавшийся оплотом пыток и политзаключения более 200 лет, в 19 столетии превратили в музей, а в 1926 году ему был присвоен статус архитектурного памятника".

Можно посетить музей, как турист, а раз в году, в 20-х числах июня, можно побывать там на эксклюзивных правах пловца.
Le Defi de Monte-Cristo включает в себя несколько разных дистанций (с ластами и без ласт), но только дистанция на 5км позволяет стартовать из Замка (а это самое интересное).

Как выглядит дистанция:

Жёлтым отмечены буи, по которым нужно ориентироваться и между которыми нужно проплывать.
Подробно о дистанции и расстоянии между буями говорят на брифинге. Раньше брифинг проходил лишь на французском языке, но в этот раз организаторы нашли русскоязычного волонтёра, поэтому инструктаж был и на русском тоже. Плюс на экранах информация тоже дублировалась на русском языке.
Во время самого заплыва мне тоже всё было интуитивно понятно (хотя кто-то жаловался, что было "не видно ни буя"). Вокруг всё время сновали лодки и каяки, если плывёшь не туда, то они свистят и машут вёслами в нужном направлении.

Мой же самый главный страх перед заплывом - что я не уложусь во время прохождения дистанции и меня снимут с неё, посадят в лодку и приплыву я не старт не своим ходом, потерплю позорное поражение и вообще. На 5км выделяется 2 часа 30 минут. Я плаваю достаточно медленно (сейчас - 23 минуты на километр в бассейне), но в отведённое время укладываюсь при любых раскладах.
Тем не менее, я плаваю без часов и не могу точно быть уверенной, что плыву с нужно скоростью.
Поэтому самый нервирующий меня момент - когда я начинаю выныривать, озираться по сторонам, смотреть, плывёт ли ещё хоть кто-то сзади меня (плывёт, всё нормально), высматривать кого-то впереди и пытаться догнать его (раз его не снимают с дистанции, значит, и меня не снимут!) и шарахаться от всех лодок и каяков (не смотреть на них! их не существует! А то вдруг я посмотрю и они тут же меня заберут!).

Дистанция условно разделена на несколько отрезков: сначала плывёшь от Замка к берегу. Там поворачиваешь направо и плывёшь вдоль берега. Доплываешь до предфинишного буя, обплываешь его, разворачиваешься и плывёшь уже ровно на финиш, до него остаётся 300 метров.

Мои эмоции тоже были условно разделены на эти три отрезка.
Сначала стартуешь, смотришь, как все усвистывают далеко вперёд, пытаешься сориентироваться по буям (тут оказывается, что вместо одного буя используется статичный знак-маяк, он должен остаться слева, об этом, вроде, не предупреждали, но на схеме он отмечен зелёным и подписан), каякеры машут на тебя вёслами и всё, вроде понятно.
Потом поворачиваешь и плывёшь вдоль берега, справа остаётся линия буйков (она там есть всегда, а не поставлена специально для заплыва), но тут начинаются волны.
Волны были дурацкие, болтали туда-сюда. Тут мне начало казаться, что вокруг меня почти не осталось других пловцов, а в этот момент человек на лодке начал свистеть мне и другому пловцу, махать веслом, указывая в сторону берега. "Ну всё, - думаю я, - сейчас он сгонит нас в одну кучку и заберёт к себе на лодку".
Надо сказать, что я для себя продумывала разные варианты развития событий - конечно, я бы очень хотела успешно финишировать, но если вдруг что-то пойдёт не так, то я тоже старалась себя морально к этому подготовить, чтобы это не стало для меня ударом.
Поэтому в эту предательскую секунду (единственную за весь заплыв!) я допустила мысль: "Эх, ну ладно, пусть забирает меня на лодку... может, подкинет ближе к финишу и даст доплыть?" Но эта секунда быстро закончилась и мысли сменились: "ТАК, СТОП! куда это он меня пусть забирает? Пусть не забирает! Я не дамся! И вообще я отлично плыву! И могу быстрее"
В какой-то момент болтанка на волнах уже достала, а снующие мимо каякеры и лодки только усиливали это. "ХВАТИТ УЖЕ МЕНЯ БОЛТАТЬ!! Пожалуйста", - мысль моя была настолько твёрдой и суровой, что болтанка и правда вскоре прекратилась.

А плыть быстрее я и правда могла, но так как плаваю без часов и не знаю, сколько ещё осталось, то экономила свои силы.
Поэтому я плыла в очень комфортном темпе в своё удовольствие и планировала ускориться после 3-х километров. Обычно в бассейне после 3-х километров у меня устаёт правая рука (потому что я ей не совсем правильно гребу), поэтому я решила ориентироваться по ней - как устанет, значит, 3км позади.
Рука так и не устала, а впереди уже замаячил предфинишный зелёный буй.
Я сильно удивилась ("Как уже?!), а в голове прозвучало: "Это было нетрудно, это по любви".
От буя до финиша осталось 300 метров, поэтому последние 500 метров стали для меня самым спокойным и радостным отрезком пути: во-первых, нетрудно и по любви, во-вторых, ну не снимут же они меня с дистанции уже (и наконец смогла отпустить этот нервирующий фактор), а в-третьих, внутренняя радость и ликование :"Ааааа, да-да-да, я смогла! У меня получилось! Плыву волгу, плыву Севан, всё плыву, я могу ВСЁ!"
С таким ощущением я и финишировала, это было круто!

Как это выглядело (больше всего меня впечатляет эта человеческая стая при виде сверху):

Расписание в день заплыва было таким:

06:45 • Ouverture du village & retrait des bonnets / Opening of the village & cap pickup  (начало выдачи стартовых пакетов)
07:30 • Briefing de sécurité pour les nageurs / Security briefing  (брифинг, по факту он повторялся несколько раз, чтобы услышали все)
07:45 • Embarquement pour le Château d'If / Boarding for Château d'If (отплытие кораблей в сторону Замка Иф на старт, их в этот раз было 5 синтервалом примерно в 20 минут)
09:15 • Départ de la course / Race start (старт гонки)
12:30 • Remise des récompenses / Prize-giving ceremony

Каким было моё расписание?
Мы с подругой Викой прилетели в Ниццу 19-го июня. Позже к нам присоединилась подруга вероника и мы совершили классное девочковое путешествие по Франции.
20-го июня доехали до Марселя на автобусе.
Вечером мы отправились на пляж разведать обстановку, попробовать воду и всё такое. В этот день я плавала в купальнике, чтобы гидрик утром был сухим.

Пляж, стартовая деревня (накануне она закрыта), Вика, я:

Утром выдача стартовых пакетов начиналась с 6.45, мы приехали где-то в районе 7 утра.

Рассвет с нашей мансарды в Марселе, паспорт и лицензия французской федерации плавания для получения стартового пакета и мы с Викой:

Очередь за получением стартовых пакетов, но минут за 15 всё можно получить:

В стартовом пакете футболка, шапочка с номером и чип (надевается на правую руку или на левую, если вы левша):

Дальше мы погрузились на кораблик и отправились в замок Иф. Сам заплыв и финиш!
Медаль тут выдают не сразу, надо немного за ней постоять в очереди, но зато там же можно сделать фото и распечатать его:

После заплыва кормят бананами, апельсинами, дают воду. Вода и апельсины были божественны! Потому что после 2,5 часов в солёной воде Средиземного моря кажется, что соль разъела уже всё во рту. Прополоскать рот водой, попить, закусить кислым апельсином (который кажется всё равно почему-то солёным) - самое то.

На этом заплыве была большая делегация из Беларуси, самой первой приплыла Наталья Макарская, её время: 01:05:47

Пока я плыла, то тоже думала отправить Вике смс, чтобы она сгоняла за шампанским, но потом поняла, что смс я могу отправить только телепатическую, да и Вика тусит со всеми моими вещами и ждёт меня с фотоаппаратом, поэтому отменила отправку. Но вот если бы Вероника приехала чуть раньше, то шампанское всё-таки да!

Душ, раздевалка:

ресторан на территории:

Важные моменты.
- Позавтракать с утра. Ужинать по традиции лучше всего пастой (углеводная загрузка), а завтракать, кто чем привык. Прочитав, что некоторые завтракают бутербродами с нутеллой (углеводы, сахар, надолго хватает), я сделала так же, нутелла не подвела (хотя обычно я такое есть вообще не могу).
- Для получения стартового пакета взять с собой QR-код из письма организаторов (можно на телефоне), паспорт (понадобится, если вдруг QR-код не считается, но обычно только его достаточно), медицинскую справку или лицензию французской федерации плавания (в этот раз она была у всех пловцов на 5км, справка была не нужна).
- Гидрокостюм (при температуре выше 18 градусов можно без гидрокостюма, но обычно все плывут в нём это удобнее), очки. Шапочку выдают организаторы в стартовом пакете.
- Вазелин, бодиглайд или тейп. Нужно намазать шею и верх спины сзади вазелином или бодиглайдом (специальный дорогой вазелин для гидрокостюмов), чтобы гидрокостюм не натирал. Некоторые заклеивают это место тейпом или вообще изобретают свои методики, намазываясь клеем, чтобы он создал защитную прослойку между кожей и гидриком.
- Крем от солнца с защитой 50. Намазать лицо, руки и, блин, ноги (потому что намазать ноги забываешь, а загар по гидрокостюм никто не отменял)
- Если укачивает, пейте драмину или клейте пластырь (у кого какие методы), потому что это распространённая проблема

Немного фотографий организаторов о том, как это было:

После брифинга на старт отправляется несколько кораблей, примерно каждые 20 минут. В этот раз всех участников перевезли за 5 рейсов. Я уплыла на втором.
Когда ты уже оказался в Замке, то ждёшь старта примерно так:

Организаторы настоятельно просят не справлять малую (и большую, вероятно, тоже) рядом с Замком, но мальчиков это не останавливало (девочек тоже, видимо, останавливала только техническая сторона вопроса и гидрокостюм).

Моё время ожидания старта прошло в весёлой компании ребят из I love swimming, мы стояли в тени на лестнице, но и солнца в это утром было немного. В более жаркие и солнечные дни вопрос ожидания старта (особенно в натянутом гидрокостюме) становится более серьезным.

Спуститься к воде можно по камням (не очень острым) или можно спрыгнуть. На некоторых заплывах пловцы берут с собой одноразовые тапочки и скидывают их перед стартом, здесь так лучше не делать (и никто в тапочках замечен не был). Во-первых, в них нет необходимости, поверхность достаточно комфортная, а во-вторых, скидывать их прямо у замка запрещено организаторами (да и вообще нехорошо).
Таким образом, переодевшись и оставив вещи, на корабль, который везёт на старт, заходишь уже полностью готовый: в гидрокостюме (рукава можно натянуть позже, я натягиваю сразу полностью, чтобы мне его правильно застегнули сзади, с этим справляется моя подруга Вика), намазанный вазелином (от натирания гидриком) и кремом от солнца (иначе загар "по очки" будет слишком хорош), с очками и шапочкой. Ничего лишнего с собой, если нужна вода или еда, то некоторые кладут их в буй (плыть с буём или без - на усмотрение пловца) или запихивают спортивные гели для еды в рукава.

На старт:

Внимание, марш:

Я обычно стартую ближе к концу, чтобы не мешать быстрым пловцам и чтобы избежать синяков и ушибов от чужих рук и ног:

Финиш. Финишная рамка была сделана так, что подплывая, ты подныриваешь под неё, там касаешься своим чипом на руке (да, тут надо надевать чип на руку, а не на ногу) потолка этой конструкции (есть специальный дяденька, который берёт твою руку и касается ей рамки), чип засекает твоё время, а дальше ты ползёшь под этой рамкой и выходишь на берег не с гордым видом победителя, а вползаешь червячком и приветствуешь финиш, стоя на коленях.

Корабль "Эдмон Дантес", что символично, меня доставляли на старт именно на нём (остальные кораблики были с какими-то невнятными названиями):

Позже я несколько раз встречала его в порту Марселя (в свободное от заплыва время он доставляет экскурсантов в Замок Иф):

Как добраться до стартового городка из центра Марселя?
Стартовый городок обычно располагается на Plages du Prado - это несколько пляжей подряд, они официальные оборудованные (так что можно их использовать просто для купания, если всё это плавание вам не нужно).

Можно на метро доехать до станции Rond point du Prado, там сесть на автобус в сторону моря (вроде, идёт любой), выйти у статуи Давида.

Более удобный (как по мне) вариант - автобус номер 83.
Он отправляется из Старого порта, остановка рядом с метро Vieux Port, под зеркальной крышей.
Ходит он примерно с 5 утра (и до 21 часа), приходит по расписанию достаточно часто, на заплыв не опоздаете. И даже встретите там много единомышленников=)

Выйти нужно на остановке Plage Roucas Blanc, maps.me вам в помощь:

В метро можно купить билет на сутки - он стоит 5 евро и включает в себя неограниченное количество поездок на всём общественном транспорте. Если ехать накануне заплыва смотреть пляж и пробовать воду (а лучше так и сделать), а потом ехать на сам заплыв, то такой билет будет уместен, а если только на заплыв (или вы вообще живёте где-то рядом), то выгоднее покупать разовый билет у водителя (примерно 1,6 евро).

Посмотреть на Замок Иф ещё можно с высоты Собора Нотр-Дам-де-ла-Гард (который видно из любой точки Марселя):

Что нужно сделать, чтобы тоже проплыть свои 5км от Замка Иф?

- В первую очередь надо научиться плавать (желательно кролем). Временной лимит на дистанцию 5км: 2 часа 30 минут.
Если вы начнёте заниматься этим прямо сейчас, то есть шансы проплыть свои 5км уже в следующем году.
Научить плаванию и подготовить к заплывам в открытой воде могут в школе I love swimming в Петербурге или в Москве, это настоящая плавательная семья, рекомендую.
Можно пойти и по другому пути - заниматься с тренером в своём фитнес-клубе.
Главное - грамотные и регулярные тренировки (2-3 раза в неделю), увеличение объемов тренировок (если хотите проплыть 5км, то плавать в бассейне по 2-3км за тренировку вполне достаточно), пробные тренировки на открытой воде (обязательно).

- Зарегистрироваться на заплыв.
Зайти на сайт: https://www.defimonte-cristo.com/
Ссылка на регистрацию: http://defimonte-cristo.ip-links.net/
Обычно регистрация открывается 1-го февраля в 12.00 по французскому времени.
Слоты уходят очень быстро (на популярные дистанции могут уйти за первый час), поэтому лучше регистрироваться сразу.
Сама процедура регистрации очень простая - указываете своё имя, паспорт, почту и оплачиваете.
Важный момент: напишите правильно свою почту, в прошлом году я тоже была зарегистрирована на заплыв, но в названии почты забыла одну букву и не получала важную рассылку (а потом вообще всё пошло по п не по плану и я не поехала на заплыв).

Возможные дистанции https://www.defimonte-cristo.com/fr/programme-parcours (моя дистанция - 5км sans palmes - без ласт)

- Подготовиться к путешествию.
Обзавестись гидрокостюмом. Использование гидрокостюма на стартах в открытой воде зависит от температуры воды. При температуре ниже 18 градусов гидрокостюмы обязательны, при температуре воды выше 24 градусов гидрокостюмы обычно запрещены. В остальных случаях - на усмотрение пловца, но на данном заплыве процентов 95 пловцов были в гидриках (и вряд ли кто-то об этом пожалел). Вода прохладная (тем более далеко от берега), те, у кого мёрзнут ноги, плыли даже в неопреновых носках (я в них плавала только в Арктике).
Не бояться открытой воды и глубины (это частый страх, но его легко проработать. Главное - знать о нём и что-то с этим делать, чтобы не поймать незапланированную панику на заплыве).
Подготовить медицинскую справку. Она обязательна для всех заплывов. Но в этом году при покупке слота на этот заплыв французская федерация плавания присылала свою лицензию (она действительна год), поэтому отдельная справка была не нужна.

Пост про то, что нужно, чтобы совершить свой первый заплыв в открытой воде, я уже давно вынашиваю, надеюсь всё-таки его подготовить и расписать там всё во всех подробностях (например, сколько нужно времени и денег, чтобы заниматься плаванеим на любительском уровне=) )

А пока что: Спасибо, Марсель!

Следующие заплывы, которые я хотела бы совершить:

Волга - 27-28 июля, Нижний Новгород
Севан - 7-8 сентября, Армения
Волхов - 10 августа, Великий Новгород
Выборг - 25 августа
Мальта - 20 октября

Было бы классно переплыть Керченский пролив (30 мая) (после заплыва Монте-Кристо мне открылась такая возможность, потому что к участию допускают только те, у кого есть успешный опыт стартов на открытой воде не менее 5км).
По-прежнему продолжаю мечтать о Босфоре.

Если кто-то хочет сделать мне подарок, то я с радостью приму в дар x-coins на сайте X-waters. Можно зачислить любую сумму мне на счёт, а я потом смогу использовать её в оплате слота на заплыв. Ссылка: https://x-waters.com/certificate/
Для этого вам нужно знать мою почту: mitrofanova.maria собака gmail.com и моё имя (Мария Митрофанова)

Рассказы про другие мои заплывы:

Заплыв в Териберке в Баренцевом море - хочу как-нибудь повторить путешествие и проплыть уже милю (очень вкусные гребешки и краба мы так и не попробовали)